Нарыл:
... Ель у древних кельтов и не только у них, почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозёленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от “благосклонности” леса людей была очень важна(учитывая что альтернатива дружбе гнев божества и смерть).
Дух жил в самой старой и могучей ели. Перед ней собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа. Задабривать в старину умели только одним способом-принесением жертв. Изначально это были человеческие жертвы, затем стали использовать животных(сдаётся мне что животные в жертву вместо людей это воспринималось кельтами как не кошерное жертвоприношение, наверно это уже позднее введение, кельты особо не зверствовали, но и сентементальностями не страдали).
Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это были прообразы современных елочных игрушек, кишечник - гирлянд.
Впоследствии(уже под влиянием христиан) магические ритуалы изменились. Убийства заменили на украшения дарами-яблоками, кусками хлеба, и т.д. Божество не просто задабривали, но и “намекали” на блага, которые празднующие хотели получить в новом году. Рубить живое дерево было запрещено, позволялось только срезать ветки. Магические свойства ели и сосны присутствуют в дошедшем до нас ритуале украшения ими гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью.
В старину зима ассоциировалась со знаком Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В некоторых случаях вместо косы посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. Ему в жертву приносилась девственница (прототип снегурочки).
... Что касается Деда Мороза – задолго до него по земле ходило злобное кельтское божество, Великий Старец Севера, повелитель холода и пурги. У него имелся мешок, в который он собирал жертвоприношения которые недодали( а отнюдь не дарил подарки). Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству жертву – в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу.
Итак, Дед Мороз не всегда был душкой на детских праздниках. В привычном для нас облике доброго старика он появился лишь в 1840 г. в рассказе князя Владимира Одоевского "Мороз Иванович". Это была литературная обработка народной сказки "Морозко" – там-то как раз шла речь про недоброго деда, очень напоминавшего кельтского Старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку заморозил насмерть.
Народ представлял Морозко в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимнее солнцестояние дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать. Если за день умирала от холода – значит, жертва принята.
Возможно, именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза...
У индейцев Навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это одно из имён … Дьявола.
