Автор Тема: Вчера был в театре. ( Многа нимагических букав.)  (Прочитано 3291 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lordvitinari

  • Магистр
  • ****
  • Сообщений: 1281
    • ICQ клиент - 390256240
    • MSN клиент - mareklit@msn.com
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Внеклассное чтение.
(NO87,5. Aktsioon Solaris. Среда, 27.10.2009б Театр NO99)

Кто?
Театр NO99 отличается от других репертуарных театров Таллинна своей смелостью, порой лихачеством, испытывать что-то новое, что до сих пор не делали, или делали, но не в том контексте. Свои эксперименты, равно, как над публикой, так и над самими собой, актеры проводят не реже раза в два месяца, и всякий раз это – событие. Всякий раз – все билеты распроданы. Смелость идей, оригинальность решения, неповторимость форм, и полная, скажем так, «обесбашенность» исполнения – так, если вкратце, можно описать то, что такое Aktsioon.
В этот раз интерес подогревало еще и название «акции»: Solaris.
Аллюзий и параллелей с недавно выстроенным и не совсем удачно свою жизнь начавшим центром по соседству было достаточно много, чтоб публика и сейчас валом пошла на действо.

Что?
«Мы вас предупреждали»
Попробую описать действие. Зритель, уже сведущий в «акциях», знает, что от NO99 можно ждать все, что угодно. Безграничность всевозможных форм, коими, как игрушками, Тийт Оясоо и Ко играют на каждой подобной «акции» в итоге создает у зрителя устойчивое состояние табулы расы, в которое он, как в транс, входит перед началом действа: я открыт всему, bring it on! Будь-то смена профессий в персонале театра, сеанс одновременной игры актера с партнерами по всем  спектаклям, повторение монолога несколько сотен раз, игра вместе с публикой и т.д. Поэтому, зритель должен быть, цитируя позже упоминаемого автора, «готовым ко всему». Опыт не подвел: на экране высветилась просьба чувствовать себя уютно и свободно, так как сегодня действо займет много времени. Зашли актеры, расселись и – принялись за чтение. Станислав Лем, «Солярис». От и до, шесть часов подряд. Часть публики (я в их числе), подумала: «вы шутите!», но осталась, - а вдруг потом еще что-то эдакое выкинут. Но нет - актеры читали и читали и читали. Сменяя друг друга, читали текст, и было видно, что раньше они этого не репетировали. Мастера по свету и видео сидели тут же, за пультом на сцене, и создавали атмосферу светом, музыкой и видеорядом, среди прочих картинок, были и конкретные ссылки на фильм – волны океана, дороги/машины в городе, облака. У действа перерыва не было. Его устраивали себе зрители, когда им «приспичило», и чтецы, когда немного уставали. Притом зрители не теряли ничего: выходя из зала, они продолжали слышать текст, поскольку он звучал во всем здании театра.
Для меня именно в этот момент сей эксперимент стал абсолютно приемлемым.
Я вышел, когда уже познакомились с Хари, и кончилось собрание. Голоса звучат из колонок в здании, и я погружаюсь в ощущение, будто я нахожусь на орбитальной станции над Солярисом и слышу голоса Снаута и Кельвина в громкоговорителях системы бортовой связи. Непередаваемый сюрреализм. Отчуждение происходит постоянно: я слышу голоса Расмуса Кальюярва или Герта Раудсеппа, Инги Салуранд или Таави Туйска, Ристо Кюбарсепа и Андреса Мяхара. Я вижу их лица, слышу их интонации и движения по сцене – и все это не мешает воспринимать текст, будто его говорят Ярвет, Солоницын, Бондарчук, Банионис и другие из фильма. И наслаждаться действом именно в театре.

Почему?
Теперь поговорим о втором плане.
«Солярис» Лема, «Солярис» Тарковского, Solaris напротив театра Эстония, Solaris как «акция» театра NO99 – пищи для осмысления параллелей более чем достаточно. Эпатированная открытием Центра «стиля жизни» часть публики, вероятно, надеялась на едкую и язвительную критику с приправой легкого юморка, как это пристало NO-сцам. Но «обломалась». Красным и по дереву, как говорится, в театре только про вред курения написано. Но ирония, все же, была. Просто не такая явная. И, соответственно книге, направленная совсем не в ту сторону, как это казалось, или хотелось вначале.
Чем дальше по тексту у Лема, чем дальше по ходу действа, тем меньше у первого сомнительных версий сути Океана, и тем меньше просто сомнений по поводу «правильности» или наличия глубокого смысла в происходящем в театре. Просто зрителей, у кого такие сомнения были, ставало все меньше, покуда в конце акции из публики осталось 20-25% от начального количества. Что-то для них ведь было в этом, что-то большее, чем просто испытание на выносливость или «ладно, досидим до конца, раз уж деньги уплачены».
Когда мы ждали постройку Центра (те, кто смирился с тем, что старого центра Сакала уже нет), мы надеялись на то, что Solaris станет храмом культуры. Потом, по ходу постройки и до кануна открытия, мы стали понимать, что это будет скорее очередной торговый центр с приправой культуры. Пессимисты из моего круга общения полагали, что дело будет сродни «Вирушнику»: сначала обещали, что будет масса культуры, потом галереи и «культурный центр» тихо убрали, оставив место лишь коммерции.
А когда  он был, наконец, открыт, мы были в недоумении: он оказался и тем, и другим, и всем, и ничем одновременно. Дуальность культуры и коммерции, единство противоположностей в обертке самое себя. Это вещь в себе, и ничего более. Сравнивать или оценивать можно исключительно исходя из этой предпосылки.
Как и планету, как Океан Соляриса. Через тернии интроспекции действующие лица приходят к выводу, что это – вещь в себе, и оценивать его можно только, приняв его суть за должное. И сравнивать его, исходя уже из исключительно метафизических и глубоко личных категорий, Океан совмещает материальную оболочку и надматериальную сущность, дополняющие друг друга противоположности, приводя нас к неизбежному сравнению с другим примером такого инь-яня – человеком.
Чем дальше по ходу действа, тем больше уверяешься, что и данная акция – исключительно вещь в себе, и может быть оценена и прочувствована только лишь ее собственными категориями. И в то же время, она все же посылает некий протестный сигнал: простота во всем. Однозначность. То, что ты предполагаешь, что оно будет, с некоторыми поправками вначале, - до конца есть именно то, что думаешь. Без фокусов и метаморфоз по ходу, от и до – именно то, чем началось. Текст прочитан честно. Мы закончили, всем спасибо. Но в романе Станислава Лема есть и для зрителя легкий щелбан:
В книге был отрывок, смысл которого сводится к тому, что человечеству присуще скорее всего уничтожить то, чего оно не понимает. Что мы ищем в космосе не другие цивилизации, а самих себя, ну, может, с некоторыми поправками. Ищем тех, с кем можем ощутить хоть какую-нибудь подобность, будь то внешние признаки, или внутренняя мотивация. А Океан – это нечто совершенно иное, может быть, некое божество в возрасте несмышленыша, который зла не может причинить по определению, ведь он и сам находится в начале самопознания. И потенциальное развитие его – лишь будущим поколениям видеть.
Но до этой гипотезы герои пришли, уже имея опыт отождествления мотивов и действий планеты с мотивами сущности человека разумного – оно агрессивно, ату эту планету!
Человеку свойственно оценивать потенциал чего-то нового, исходя из ограниченности своего собственного мировосприятия. Solaris kekus для нас не понятен. Он не вписывается в привычные рамки наших ожиданий, оно, это неизвестное, встало на месте некогда совершенно понятного. Ату его! А что он находится в самом начале своего пути, и что понимание сущности явления может прийти лишь после длительного созерцания - это мало кого волнует. Многие зрители не выдержали дослушать и прочувствовать Лема до конца. Иные ушли с самого начала. Поняв и оценив суть действа, исходя из собственного миропонимания. Несомненно, большинство их могло осознать смысл происходящего, одобрив (или осудив) задействованных лиц. Но вот, то приятное ощущение эффекта отчуждения им не досталось. А жаль.





P.S. можно было бы создать отдельную папку для того, если кому всбредет голову поделиться опытом визита в театр на очередной какой-то спекаткль, а?
Вот, смотри, именно потому и существуют правила, так? Чтобы ты подумал прежде, чем их нарушать.
(Терри Пратчетт, "Вор Времени")

4egevara

  • Гость
вау.. Лорд, классно! (чуть завидую даже. в голове простроить - одно, а поучаствовать..)
отдельная пятёрка за великолепный (талантливый) отчёт! (красивый перепросмотр)

Оффлайн lordvitinari

  • Магистр
  • ****
  • Сообщений: 1281
    • ICQ клиент - 390256240
    • MSN клиент - mareklit@msn.com
    • Просмотр профиля
    • E-mail
перечитал, и теперь, думаю, надо некоторо=іе моменті прояснить:
Solaris Keskus (в переводе Центр Solaris) - это некий монструм, построенный в самом центре Таллинна, на месте бывшего центра культуры "Центр Сакала", против слома которого выступала "вся прогрессивная". Центр этот совмещает в себе шоппинг центр, мультиплекс (именного появление второго такого публика ждала, поскольку первый слишком нагл стал в ценах), концертный зал, залы для арт-хаус кино.

С его открытием было много шуму, а во второй же день после открытия в мультиплексе обвалился подвесной потолок. Никто не пострадал. Кроме самолюбия предпринимателей.

Tiit Ojasoo - это худрук театра, сам актер тоже, средний возраст актеров - 29-32.

Вирушник - от Viru Keskus  - коммерц-центр, построенный в центре города, в котором масса народу проводит хотя бы несколько минут ежедневно, в связи с наличем на 0-этаже терминала/станции городских линий автобусов. Его боссы тоже вначале обещали, что он будет "и культурным центром тоже". История показала, что дело не так.
Вот, смотри, именно потому и существуют правила, так? Чтобы ты подумал прежде, чем их нарушать.
(Терри Пратчетт, "Вор Времени")

Оффлайн lordvitinari

  • Магистр
  • ****
  • Сообщений: 1281
    • ICQ клиент - 390256240
    • MSN клиент - mareklit@msn.com
    • Просмотр профиля
    • E-mail
недавно выслал этот текст-рецензию одной русскоязычной газете тут, и сегодня пришел ответ:



Уважаемый Марек!

Вашу рецензию проанализировал один из наших редакторов и вот "вердикт":

"Благодарим Вас за письмо, в котором Вы рассказываете о спектакле Театра NO99.

Оно свидетельствует о том, что Вы хорошо разбираетесь в сценическом искусстве, тонко чувствуете его, прекрасно ориентируетесь в нюансах и знакомы с основными тенденциями современной сценографии. Вы прослеживаете интересные параллели, анализируете режиссерские приемы и углубляетесь в подтекст. Однако, несмотря на присутствие закавыченных сленговых и жаргонных словечек и вроде бы актуально-узнаваемые понятия, текст сильно абстрагирован, труднодоступен для восприятия среднего читателя и рассчитан скорее на театроведов и специалистов:

«Через тернии интроспекции действующие лица приходят к выводу, что это – вещь в себе, и оценивать его можно только, приняв его суть за должное. И сравнивать его, исходя уже из исключительно метафизических и глубоко личных категорий, Океан совмещает материальную оболочку и надматериальную сущность, дополняющие друг друга противоположности, приводя нас к неизбежному сравнению с другим примером такого инь-яня – человеком».

Согласитесь, что эта рецензия была бы более уместна в театрально-искусствоведческом журнале, чем в ежедневной информационной газете. С примерным форматом публикуемых нами рецензий Вы можете ознакомиться на страницах газеты в рубрике «Культура»."

С наилучшими пожеланиями,

Виктория


.... шоб да, так не! )
Вот, смотри, именно потому и существуют правила, так? Чтобы ты подумал прежде, чем их нарушать.
(Терри Пратчетт, "Вор Времени")

nivki

  • Гость
А эта самая Виктория язык не сломала, пока писала усе ето?  ;D ;D

Оффлайн Indira

  • Практики
  • Шаман
  • *****
  • Сообщений: 6650
    • Просмотр профиля
    • E-mail
А эта самая Виктория язык не сломала, пока писала усе ето?  ;D ;D
Нивки, я так поняла, что это Лорд написал, а она его лишь процитировала. :)
ЗЫ. Лорд, без обид... Но твой письменный язык действительно сложен для понимания. ;)

Оффлайн lordvitinari

  • Магистр
  • ****
  • Сообщений: 1281
    • ICQ клиент - 390256240
    • MSN клиент - mareklit@msn.com
    • Просмотр профиля
    • E-mail
это я уже понял, Инди, и критически буду пересматривать с этой точки зрения свои новые тексты для поступления )))

хотя, с другой стороны, если сравнить сегодняшнюю прессу на страницах культуры с тем, что было до революции в соответствующих разделах прессы, туши свет.. такое ощущение, что АйКью среднего читателя упал на порядок....
Вот, смотри, именно потому и существуют правила, так? Чтобы ты подумал прежде, чем их нарушать.
(Терри Пратчетт, "Вор Времени")