Автор Тема: О правилах написания Хокку  (Прочитано 21072 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Седьмое небо

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 24943
    • Просмотр профиля
О правилах написания Хокку
« : 14 Сентябрь 2008, 15:08:52 »
выходит мы все ну 90% пишем неправильно хайку?) биографий вообще чтото не видел, при этом время года указывается в 5% случаев, нужно наверно всем рассказать правила?) просмотрел хайкку на последней странице не один не попал под классический, внимание вопрос как так получилось и что теперь делать?) нужно выяснить правила заранее чтобы писать правильное хайку, не хочется так и остаться неграмотным в хоку сложенье, да и общественность жалко нужно довести что все слогают неправильно. Обьясните еще раз для тупых на примере.

Вот, что я нашла на просторах интернета:

Хокку (хайку) — традиционный жанр японской поэзии.

1. Хокку состоит из 17 слогов, распределённых по правилу: 5 — первая строка, 7 — вторая, 5 — третья. Это — важное основное правило. Хокку — нерифмованное трехстишие.

2. Хокку описывает определённый момент времени и эмоции, относящиеся к этому моменту.
Пишется обычно в настоящем времени. Читатель хокку должен вместе с поэтом как бы созерцать происходящее, медитировать вместе с ним.

3. Хокку, не будучи стихами о природе, должны, как правило, включать в себя элемент природы, желательно с намёком на время года.

Высший пилотаж, когда первая строка отвечает на вопрос: Где? Вторая — на вопрос: Что? Третья — на вопрос: Когда?

На сайте http://pishi-stihi.ru/  вот такая информация:

В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.

Однако в русском языке стилистика текста соблюдается редко. Соблюдения этого правила не важно, помните, что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке.

Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.

Кладбищенский забор
Не может больше сдерживать
Напора тюльпанов!

Здесь чувствуется контраст мертвого и живого. Самое интересное, что мысль стихотворения не высказывается напрямую, а выбирает извилистые дороги. Именно это придает хокку ощущение картины, которую мы видим перед глазами. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при написании хокку. Первая – отсутствие контраста, вторая огромное насыщение словами, частое повторение похожих схем и вопросов, и самая распространенная – концентрация на себе.

Ветер сдул мою шапку-
Я бросился следом
По улице.

Это легко исправить, заменив некоторые слова и местоимения:

Мартовский ветер-
По улице катится
Моя шапка.

Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…


Вот еще мнение:
"идеальное хокку имеет следующую нагрузку: первая строчка - описание, вторая - действие, третья - мысль..."

И еще:
Хокку запрещено писать на темы политики, религии и любви.

Мацуо Басьо написал три правила хорошего написания Хокку:

• Саби — сосредоточенность, спокойная радость, спокойная радость одиночества;
• Сифи — осознание гармонии прекрасного.
• Наусоми — глубина проникновения.
Не так важно то, что происходит, как важно восприятие происходящего.

Оффлайн Седьмое небо

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 24943
    • Просмотр профиля
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #1 : 14 Сентябрь 2008, 15:24:49 »
20 советов Хэкета для написания хайку

Джеймс В. Хэкет (род. в 1929) создал двадцать знаменитых правил-предложений как писать хайку. Ученик и друг Блайса, самый влиятельный западный хайдзин, отстаивающий "Дзен"-хайку и "хайку настоящего момента". Согласно Хэкету, хайку - это интуитивное ощущение "вещей как они есть", а это, в свою очередь, соответствует манере Басё, который ввёл, как важное, значение непосредственности настоящего момента в хайку. Для Хэкета хайку - то, что он назвал "путь живого осознания" и "ценность каждого момента жизни".

Двадцать (ставших уже знаменитыми) предложений Хэкета, как писать хайку

1. Источник хайку - жизнь.

2. Обычные, ежедневные события.

3. Созерцай природу в непосредственной близости.
Созерцай природу - конечно, не только природу. Но хайку - это прежде всего природа, природный мир вокруг нас, а уж потом - мы в этом мире. Потому так и сказано, "природу". А человеческие чувства будут видны и ощутимы именно через показ жизни мира природы.

4. Отождествляй себя с тем, о чём пишешь.
Нет, не со стороны, а наоборот - изнутри. Тут речь о том, чтобы почувствовать себя вот этим жучком, ползущим по шершавой коре дерева, и ощутить это так, как он ощущает. Изнутри, то есть. Вот это и есть "соединение с вещами. Ощутишь своё единство с этим жучком - получится настоящее хайку. Мы не можем жить вне мира, мы в сущности часть мира, мы едины с миром - вот с этой позиции и нужно ощутить природу, отождествить себя с ней... и через это - передать своё чувство, тогда и читатель его почувствует. Физически ощутить себя частью природы - это и есть "отождествить себя с тем, о чём пишешь".

5. Размышляй в одиночестве.

6. Изображай природу как она есть.
Да, простыми словами. Писать только про то, что видишь реально, что можешь реально ощутить своими органами чувств. Не приписывать природе свои человеческие мысли, понимание, оценки, ощущения, воображение ... Не комментировать то, что видишь. Не "додумывать". Не оценивать никак вообще! Типа, не писать нечто примерно такое:

дорога шепчет на моей ладони
слова свисают с кончика карандаша
дождь играет по нотам листьев
в лесу золотое молчание
тишина пришла в гости
паутинки воспоминаний улетают


Ну и прочее в таком духе. Это всё так надуманно, натянуто, смешно, "сюсюкающе" как-то смотрится, правда? Настолько нереалистично, что серьёзно воспринимать такие "стихи" даже стыдно :)
А писать в хайку то и так, что именно и как именно видишь и ощущаешь своими органами чувств. Всё. Потому и говорят, что хайку - это чистая поэзия. То есть без примеси человеческого эгоцентризма. И если слова - ТЕ, верные, точные, простые, то и чувство ими передастся то, какое автор испытал. И читатель это же испытает. При условии, что автора это действительно взволновало.
Конечно, писать такие стихи - гораздо труднее, чем т.наз. "западную" поэзию.

7. Не стремись всегда писать на 5-7-5.
Хайку традиционно (на японском) состоит из 17 слогов: 5 в первой строке, 7 во второй, и 5 в третьей. Но даже Басё и другие "классики" японских хайку не всегда писали по такому шаблону. Вот об этом Хэкет и говорит: что этот размер -- не самое важное в хайку. В самой статье он подробнее это объясняет, почему это не столь важно, и чтО же важнее этого.

8. Пиши в три строки.
Писать в три строки он советует потому, что так яснее ритмический рисунок, а именно короткая-длинная-короткая (опять же, традиционно). А этим и создаётся внутреннее напряжение в хайку. Дело в том, что сейчас некоторые размещают свои хайку на листе и в две, и в одну, и даже в четыре строки. По разным причинам, но суть одна: им кажется, что это эфектнее звучит и выглядит... и сильнее воздействует. Но как раз так чаще всего теряется больше, чем достигается...

9. Пользуйся обычным языком.
Ну это в чём-то повторяет пункт 6. Но упор тут - на использование именно обычных, простых слов, общеизвестных, не заумных, не слишком "научных" или слишком "поэтичных", не редких каких-то, которых большинство людей не знают или не употребляют. Используй слова из ежедневной обыденной речи, в их первичном точном значении.

10. Предполагай.
Это не фантазирование. В хайку фантазирования нет. Предполагай - значит не высказвай полностью и до конца, а оставляй что-то для дальнейшего построения (читателем). Поскольку хайку такие короткие, в них невозможно нарисовать картину во всех деталях, а можно дать как бы главные детали, а остальное читатель может сам предположить, исходя из данного. Можно сказать, что в хайку только внешние черты предметов нарисованы, только самые важные (на этот момент) характеристики вещи/явления указаны - а остальное читатели дополняют в своём воображении сами...

11. Упоминай время года.

12. Хайку интуитивны.

13. Не упусти юмор.

14. Рифма отвлекает.
Хайку традиционно не пишутся в рифму. Суть положения Хэкета в том, что когда стараешься найти  рифму, тратишь на это мыслительные усилия (без мыслительного процесса это просто невозможно!) -- а это просто противоречит самому духу хайку: записать то и так, как и что увидел в этот момент. Не раздумывая, а именно следуя интуитивному ощущению. Когда начинаешь подбирать рифму, это отвлекает от МОМЕНТА интуитивного ПРОЗРЕНИЯ в суть вещи. Потому что ты поневоле должен отвлечься на мыслительный процесс. Так что чем меньше размышляешь - тем лучше для хайку :) Ради рифмы не стоит жертвовать словами, которые пришли к тебе интуитивно, в момент, когда тебя что-то потрясло, поразило, взволновало... - пусть они (и скорее всего!) и будут не в рифму :)

15. Жизнь во всей полноте.
Это не только п.1, но гораздо больше: это значит, любые явления, предметы, вещи, отношения в природе, и пр., достойны темы для хайку. Нет запретных или "стыдных" тем, как нет таких тем в природе. Например, как в Дзене, так и в хайку написать об акте дефекации, если в нём что-то тебя потрясло, так же нормально, как написать о любовном акте, или о раскрывающемся цветке :) У Иссы есть хайку:

Смотри-ка! В поле
монах справляет нужду
прикрываясь зонтом

(цитирую по памяти)
Видишь, как тут такой прозаичный и "неприличный" акт показан поэтически, через это прикрывание зонтом нормальной человеческой потребности - ведь монаху стыдно это делать в открытом поле, вдруг его увидят; и хоть по буддистскому учению это вполне нормально и естественно, незачем скрывать - человеческое, социальное чувство монаха всё равно требует прикрываться... Вот такое противоречие - и это Исса и выразил как удивительный момент :) Как одно из проявлений полноты жизни.

16. Ясность.

17. Читай своё хайку вслух.

18. Упрощай!
поговорка "Простота-хуже воровства" тут ни при чём. В поговорке имеется в виду совсем другое: простота в смысле незнания, невежества. Смысл положения Хэкета - в том, что в хайку (опять же из-за его краткости, прежде всего) нельзя выразить все связи и отношения явлений и вещей. Можно только указать на них как бы штрихами. И надо это сделать просто, без напуска таинственности, "загадочности".  Хэкет стоит на позициях традиционного хайку, как оно складывалось как самостоятельный жанр: дать простую, ясную и неприукрашенную картину, без намёков и загадочности. Причём как можно более ДО ПРЕДЕЛА простую. Что, конечно, не противоречит положению и предположении в хайку...

19. Дай хайку отлежаться.

20. Помни предостережение Блайса о том, что "хайку - это палец, указывающий на луну".
По воспоминаниям учеников Басё, он как-то высказал такое сравнение: хайку - это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестят куча украшений, то внимание зрителя будет отвлекаться на эти украшения. Чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения ему не нужны, т.к. без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, в которую палец указывает :)
Вот об этом Хэкет и напоминает: в хайку не нужны никакие украшательства в виде рифмы, метафор, одушевления природных вещей и явлений, сравнений их с чем-то в человеческих отношениях, комментариев или оценок автора, и пр. подобных "перстней на пальце, указывающем на луну". Палец должен быть "чистым", так сказать. Хайку -- это чистая поэзия.

A bitter morning:
sparrows sitting together
without any neck

Жестокий мороз:
у тесно сидящих воробьёв
не видно шей

(в 1964г. за это хайку Хэкет выиграл поездку в Японию как главный приз в международном конкурсе хайку, проводимом Японскими Авиалиниями, с более чем 41 тысячей участников; в хайку два образа, оно написано как фрагмент/фраза, с пунктуацией в традиционном японском стиле с киредзи; это хайку многие хайдзины и приверженцы "Дзен-хайку" считают шедевром)

Басё ... Он говорил, что настоящее хайку может написать либо ребёнок, либо опытный мастер. То есть для настоящего хайку нужно воспринимать мир открыто и доверчиво, как ребёнок ... :) Ребёнок ощущает себя в единстве с миром, а это как раз то, что нужно для хайку (как и у Хэкета).

Автор пояснений к правилам женщина, к сожалению не знаю ее имени (скопировано и разнесено по инету без подписи, похоже, что из ЖЖ).
Не так важно то, что происходит, как важно восприятие происходящего.

Оффлайн Седьмое небо

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 24943
    • Просмотр профиля
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #2 : 14 Сентябрь 2008, 18:57:25 »
Япония - страна, которая первой видит восход солнца, страна, где зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом, весной - цветением вишни и сливы, осенью - багряной листвой горных кленов и полной луной... Страна, избравшая своим национальным цветком сакуру, ведь ее лепестки не увядают, а опадают, весело кружась, еще свежими и не успевают потерять свою красоту. Страна, где в погожий день директор школы может отменить все занятия, чтобы дети отправились рисовать с натуры и слушать объяснение учителя о том, как увидеть красоту окружающего мира. Ведь стремление к гармонии с миром, в котором мы живем - главная черта японского искусства.

Стихосложение же в стране восходящего слонца - удел не только поэтов, а занятие общенародное. Около 20 ежемесячных журналов общим тиражом свыше 1 миллиона экземпляров целиком посвящены поэзии. Десятки тысяч стихотворений участвуют (начиная с XIV века) в ежегодном общенациональном конкурсе, и лучшие зачитываются на торжественной церемонии в присутствии императора.

Время рождения трехстишья хокку - XVI век, это время расцвета дзен: истина доступна "здесь и сейчас", она всегда явлена в реальных вещах мира, - надо только суметь ее увидеть. И этот миг истины нельзя передать долгими описаниями, его можно лишь попытаться запечатлеть, сложив короткое как выдох стихотворение. Выдох, который как раз умещается в 17 слогах хокку. 3 строчки, 17 слогов (5-7-5) без рифмы должны создать один художественный образ, обязательно адресованный одному из 4-х времен года (но время года мастером хокку не указывается), а также передать настроение автора. И неповторимое условие в истории лирики: запрет на любовную тему!

Три волшебные строки мира хокку. Мира, обладающего обманчивой внешней простотой. Три строчки, которые помогают Поэту уловить ритм Вселенной, настроиться на его волну и отразить в стихотворении свои размышления и чувства. Три строки, рисующие перед читателем то свет луны, то плеск волн, то птицу на ветке. И часто хокку пишут на работах японских художников, придавая им одновременно завершенность и недосказанность. Три строчки, показывающие всю глубину мироощущения "здесь и сейчас" Поэта.

Хокку об осени:

Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.

Весна:

Протопал малыш
По зелени вешнего луга -
Пятки мелькают...

Как бабочки, уставшие в траве
Под сенью слив
Рассыпались фиалки.

Зима:

Ночь безмятежна и тиха,
И снег пытается засыпать безуспешно
Тень от ворот.

Лето:

По разному роса ложится по утрам
На лист цветущей сакуры
И на перо воронье...

Торговец веерами
Принес вязанку ветра.
Ну и жара!

Елена Курносова (из журнала "Искусство быть вместе")
Не так важно то, что происходит, как важно восприятие происходящего.

Оффлайн Седьмое небо

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 24943
    • Просмотр профиля
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #3 : 14 Сентябрь 2008, 19:04:03 »
Хоть в хокку любовная тема запрещена, лично мне нравится. :)
И вообще мне нравится стихи из хокку.
У японцев нет, а почему бы у нас такому не быть. ;)

Танец в ночи

Обрати в вино
Нежные ласки свои,
Меня заколдуй.

Расстелют ковер
Звезды. Меня напои
Вином и целуй.

Блюзом ночь пьяна, -
Звуки плывут по кругу,
Кружат голову,

Теперь не до сна, -
Радость любить друг друга,
Даст нам поровну.

09.12.2007
Не так важно то, что происходит, как важно восприятие происходящего.

Оффлайн Ассалухи

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 4554
  • бдИ!
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #4 : 14 Сентябрь 2008, 19:34:11 »
С позволения Неба добавлю  :)
По некоторым источникам Хокку зародилось как игра по сочинению танку. 1-й человек сочинял первые 3 строки, 2-й заканчивал остальными двумя. Потом сочинял начало 2-й, а следующий заканчивал. Поздней переросло в отдельную традицию.
Если в жизни чему-то начало дано,
Никогда не исчезнет в пространстве оно...

Оффлайн Седьмое небо

  • Шаман
  • *******
  • Сообщений: 24943
    • Просмотр профиля
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #5 : 15 Сентябрь 2008, 13:54:31 »

Каждое хайку - это чувство-ощущение, запечатленное в
небольшой словесной картинке-образе
. Два основных качества
образов:

А) Они приходят из непосредственного жизненного опыта:
определенные яркие моменты жизни, впечатляющие нас и схваченные
нашим "внутренним фотоаппаратом"; странные совпадения; смешные
случаи; пейзажи, резонирующие с нашим внутренним состоянием или
даже изменяющие наше настроение, приносящие нам неожиданное
ощущение печали, одиночества, или какое-то другое чувство,
которое даже НЕВОЗМОЖНО НАЗВАТЬ.

Б) Будучи записаны словами, эти "картинки" должны вызывать
похожие ощущения в читателях: нужно не только описать свой опыт
словами, но сделать это так, чтобы воздействовать на читателя.
Искусство написания хайку - это своего рода танец на узком
перешейке между "лужами" (А) и (Б): увлекаясь (А), можно написать
много "натуральных" фраз типа "красивые листья на деревьях!", но
это никого на впечатлит. Или же наоборот: если увлечься языковыми
эффектами и уникальными видениями (Б) - это будет сложно
воспринять другому человеку.

Собственно, этот "танец между лужами" - основа всей поэзии.


Не так важно то, что происходит, как важно восприятие происходящего.

Оффлайн Kudzunoha

  • Неофит
  • *
  • Сообщений: 107
  • На самом деле все не так, как в действительности
    • Просмотр профиля
Re: О правилах написания Хокку
« Ответ #6 : 30 Июль 2010, 13:56:11 »
По некоторым источникам Хокку зародилось как игра по сочинению танку. 1-й человек сочинял первые 3 строки, 2-й заканчивал остальными двумя. Потом сочинял начало 2-й, а следующий заканчивал. Поздней переросло в отдельную традицию.
Это, наверное, рэнга? 36 строф, в 5, 14, 29 должна быть луна,  в каких-то там вишня, времена года, и куча других правил
Явь сновиденья
Темной тутовой ночью
Ничуть не верней